Русская литература XIX–ХХ вв. в контексте западноевропейской художественной культуры
Цель программы – создание условий для развития и реализации способностей одаренных детей, активизации и стимулирования их творческой деятельности по филологии.
Задачи программы:
– содействовать развитию индивидуальности одаренного ребенка;
– создать систему деятельности по развитию филологических способностей одаренных школьников;
– обеспечить условия для профессиональной ориентации обучающихся в области филологии;
– способствовать развитию филологической культуры старшеклассников;
– формировать диалогическое сознание и системные представления школьников о культуре XIX и ХХ веков, о международных связях и взаимовлияниях русской и западноевропейской литератур;
– актуализировать личностную рефлексию и самоопределение старшеклассников в современной социокультурной ситуации, развивать у них навыки дивергентного мышления;
– обеспечить широкую общеобразовательную подготовку обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня, а также к итоговой аттестации за курс полной средней школы.
Авторы
Воробьёва Т. Л., ТГУ, Филологический факультет, Доцент; ТГУ, каф. общего литературоведения, издательского дела и редактирования, Доцент.
Москвина И. К., МБОУ «Академический лицей», , Учитель.
№ п/п |
Наименование разделов, дисциплин и тем |
Всего часов |
В том числе: |
Формы контроля |
Лекции |
Практика |
Самостоятельная работа |
1 |
Русская драматургия второй половины XVIII – первой трети ХIХ вв. |
9 |
2 |
0 |
7 |
Контрольная работа |
|
«Недоросль» Д.И. Фонвизина и традиции западной классицистической комедии.Тема образования, просвещения в пьесах Д.И. Фонвизина и Ж.Б. Мольера |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
|
Трансформация принципов западноевропейского классицизма в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.«Горе от ума» А.С. Грибоедова и «Мизантроп» Ж.Б. Мольера |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
|
Проблемы личности и истории в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов».Освоение шекспировских традиций творчестве А.С. Пушкина |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
2 |
Особенности лирических и лиро-эпических жанров в русской литературе начала ХIХ в |
9 |
2 |
0 |
7 |
Зачет |
|
Переосмысление западноевропейских традиций в поэтическом (поэмном) творчестве А.С. Пушкина Особенности жанра романтической поэмы А.С. Пушкина. Восточные поэмы Дж. Г. Байрона и южные поэмы А.С. Пушкина |
5 |
1 |
0 |
4 |
|
|
Своеобразие романтизма М.Ю. Лермонтова. Роль личности и творчества Дж. Г. Байрона в развитии поэзии М.Ю. Лермонтова |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
3 |
Пути развития русской художественной прозы. Жанрово-родовое взаимодействие как источник формирования русской прозы |
9 |
2 |
0 |
7 |
Зачет |
|
Своеобразие романного образа мира в «Евгении Онегине». Типология героя и жанровое своеобразие "Евгения Онегина» и «Паломничество Чайльд-Гарольда» Д.Г. Байрона. Формирование русской прозы в «Повестях Белкина» |
3 |
1 |
0 |
2 |
|
|
Русский психологический роман в творчестве М.Ю. Лермонтова. Влияние драматургии Уильяма Шекспира на творчество М.Ю. Лермонтова |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
|
Диалектика традиции и новаторства в прозе Н.В. Гоголя. Влияние творчества Э.Т. Гофмана на творческую манеру Н.В. Гоголя. «Золотой горшок» и «Шинель». Жанровое своеобразие поэмы «Мертвые души». «Божественная комедия» Данте и «Мертвые души» Н.В. Гоголя |
3.5 |
0.5 |
0 |
3 |
|
4 |
Эпизация драмы и драматизация романа II пол. ХIХ века |
8 |
2 |
0 |
6 |
Зачет |
|
Монороман в творчестве И.С. Тургенева.Своеобразие романного творчества писателя: И.С. Тургенев и Стендаль. Творчество Уильяма Шекспира и И.С. Тургенева |
3 |
1 |
0 |
2 |
|
|
Становление русского классического романа в творчестве И.А. Гончарова |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
|
Театр А.Н. Островского в контексте развития западноевропейской литературы |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
5 |
Художественные искания в русской лирике II пол. ХIХ века |
8 |
2 |
0 |
6 |
Зачет |
|
Лирика Ф.И. Тютчева в контексте развития западноевропейского идеализма. Философское осмысление мира в поэзии Ф.И. Тютчева. Натурфилософия Шеллинга. Ф.И. Тютчев и Г.Гейне |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
|
Диалог русского и западноевропейского романтизма в лирике А.А. Фета. Связь эстетической системы поэта с философскими взглядами Шопенгауэра. А.А. Фет и Г.Гейне |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
6 |
Психологизм и философия как ведущие тенденции развития русского постклассического романа II пол. ХIХ в. |
9 |
2 |
0 |
7 |
Зачет |
|
Роман-эпопея Л.Н. Толстого: «диалектика души» и философия истории. "Севастопольские рассказы". Изображение войны. Роль народа в истории. Л.Н. Толстой и Стендаль («Пармская обитель»). Толстой и Г.Флобер |
5 |
1 |
0 |
4 |
|
|
Движение к полифоническому роману в творчестве Ф.М. Достоевского. "Преступление и наказание" и философские искания конца ХIХ и ХХ веков.Философская проблематика романа.Ф.М. Достоевского "Преступление а наказание". Влияние творчества Ф.М. Достоевского на взгляды, эстетику, поэтику экзистенциализма |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
7 |
Синтетическая природа русской драмы рубежа XIX-XX веков |
8 |
2 |
0 |
6 |
Зачет |
|
Драматургия А.П. Чехова и «новая драма». Творчество А.П. Чехова и Б. Шоу. Творчество А.П. Чехова и У. Теннеси |
8 |
2 |
0 |
6 |
|
8 |
Поэзия серебряного века в контексте философско-эстетических исканий начала ХХ в. |
8 |
2 |
0 |
6 |
Зачет |
|
Связь русского символизма с творчеством европейских поэтов–символистов |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
|
Западный и русский футуризм в поэзии и живописи |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
9 |
Модернизация русской прозы первой трети ХХ в. |
9 |
2 |
0 |
7 |
Зачет |
|
Жанр антиутопии в русской и зарубежной литературе. Основные мотивы антиутопии Е.И. Замятина, ее философское содержание и художественные особенности. Роман Е.Замятина и творчество Дж. Оруэлла. Роман Е.Замятина и творчество Р. Брэдбери, В. Набокова |
5 |
1 |
0 |
4 |
|
|
Творчество М.А. Булгакова: традиции и новаторство. Преломление западных традиций у М.А. Булгакова. Вопрос о человеческом, дьявольском и божественном в романе «Мастер и Маргарита». Творчество М.А. Булгакова и И.В.Гете. Творчество М.А. Булгакова и Э.Т.А. Гофмана |
4 |
1 |
0 |
3 |
|
10 |
Диалог русской литературы ХХ века с христианским сознанием |
8 |
2 |
0 |
6 |
Зачет |
|
Библия как памятник культуры.Поэзия А.А. Ахматовой в библейско-мифологическом контексте |
3 |
1 |
0 |
2 |
|
|
Библейское прочтение творчества Б.Л. Пастернака |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
|
Христианские мотивы и образы в творчестве А.И. Солженицына. «Матренин двор»: житийное начало, концепция праведничества. Тема страдания как искупления |
2.5 |
0.5 |
0 |
2 |
|
11 |
Экзистенциализм в философии и искусстве |
9 |
3 |
0 |
6 |
Зачет |
|
Ю.О. Домбровский «Факультет ненужных вещей» как экзистенциальный роман |
3 |
1 |
0 |
2 |
|
|
В.Быков «Сотников». Экзистенциалистская концепция человека в обстоятельствах тотальной враждебности, предела выбора |
3 |
1 |
0 |
2 |
|
|
Экзистенциализм и русская литература ХХ века |
1.5 |
0.5 |
0 |
1 |
|
|
Экзистенциальная проблематика в поэзии И.А. Бродского |
1.5 |
0.5 |
0 |
1 |
|
12 |
Онтологическая и натурфилософская проблематика прозы II половины ХХ в |
10 |
3 |
0 |
7 |
Зачет |
|
Творчество В.Г. Распутина и традиции русской классики. Осмысление русского национального характера. Библейско-мифологические мотивы и образы в повести «Прощание с Матерой». Традиции Толстого и Достоевского в повести «Живи и помни» |
5 |
2 |
0 |
3 |
|
|
«Царь-рыба» В. Астафьева: концепция природы, бытия. Трагическое содержание притчи «Старик и море» Э. Хемингуэя. Концепция природы, бытия Э. Хемингуэя И В.П. Астафьева |
5 |
1 |
0 |
4 |
|
|
Итого |
104 |
26 |
0 |
78 |
|
Подать заявку на программу: